- Научная жизнь
- Студенческое научное общество
- Учебные материалы
- Отзывы студентов
- Противодействие коррупции
- Наука и образование против террора
- Формирование законопослушного поведения
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Федеральный портал Российское образование
- Здоровье
- Ситуационный центр
- Студенческая жизнь
- Нацпроект "Наука и университеты"
Судебная практика в истории
07.12.2022
Истории о том, как Федор Никифорович выступал в суде ходили по всей империи, а для сегодняшних дня это отличный пример профессионального судебного оратора.
Вот одна из историй:
«Судебное заседание. Дело об убийстве мужем своей жены. Она, правда, имела весьма скверный характер и постоянно допекала мужа по всякому поводу. Мужик во всем признался, раскаялся, и ему светила долгая каторга.
На суд Плевако пришел как обычно, спокойный и уверенный в успехе, причем безо всяких бумаг и шпаргалок. И вот, когда дошла очередь до защиты, Плевако встал и произнес:
- Господа присяжные заседатели! - В зале начал стихать шум.
Плевако опять: - Господа присяжные заседатели!
В зале наступила мертвая тишина. Все решили, что таким образом он призывает к тишине.
Адвокат снова: - Господа присяжные заседатели!
В зале прошел небольшой шорох, но речь адвоката НЕ начиналась. Он опять как заведенный повторил всю ту же фразу. Тут в зале прокатился недовольный гул. Публика ведь хотела долгожданного зрелища. А Плевако видать был явно не в себе, снова и снова повторял:
- Господа присяжные заседатели!
Началось что-то невообразимое. Зал ревел вместе с судьей, прокурором и заседателями. И вот, наконец, Плевако поднял руку, призывая народ успокоиться.
- Ну вот, господа, вы не выдержали и 15 минут моего эксперимента. А каково было этому несчастному мужику слушать 15 лет несправедливые попреки и раздраженное зудение своей сварливой жены по каждому ничтожному пустяку?!
Зал оцепенел, а потом разразился восхищенными аплодисментами. Мужчину оправдали»
Вот еще одна:
«Однажды Федор Плевако защищал пожилого священника, который растратил деньги прихожан. По всему выходило, что подсудимому нечего рассчитывать на благосклонность присяжных. Прокурор убедительно описал всю глубину падения священнослужителя, погрязшего в грехах. Наконец, со своего места поднялся Плевако. Речь его была краткой: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам грехи, отпустите же и вы ему один раз!
Естественно, присяжные оправдали священнослужителя»
Впоследствии Плевако заслужил чин действительного статского советника, соответствующий статусу генерал-майора. Обладая литературным талантом, Плевако печатался в журналах под именем Богдана Побережного.